* Международный центр Содружество волонтеров «Поиск пропавших детей». Телефон +7 (499) 686-02-01 (Россия) *

Куда уводят детство: в 2011 году зарегистрировано 8,5 тысячи заявлений о пропаже детей



По данным на начало 2012 г., не найденными оставались 28 маленьких украинцев, исчезнувших на протяжении последних лет.
В Главном следственном управлении «АиФ» рассказали, как ищут пропавших и почему оперативники приезжают в дома родителей, словно на место убийства.
"На прошлой неделе отечественные СМИ в один голос рассказывали о невероятной судьбе Оли Менжерес из Киевской области, вернувшейся к матери после семилетних скитаний. Еще в 4-летнем возрасте малышку, которую на несколько секунд оставил без присмотра на киевском ж/д вокзале родной отец, увела чужая женщина. Все эти годы девочка провела в компании попрошаек и нищих, но в итоге спустя долгие годы была найдена милицией среди цыган. Как заверяют в МВД, большинство ушедших детей рано или поздно находят и возвращают к родителям либо в специализированные учреждения, откуда они убегали. Но есть и куда менее оптимистичные истории.  "
Крымский прецедент
"Зверское двойное убийство Татьяны Мизиной (11 лет) и Анастасии Балябиной (10 лет), потрясшее всю Украину в январе 2011 года, стало, как заверяют в МВД, катализатором новых стандартов в розыске несовершеннолетних. Напомним, в течение более трех недель со дня пропажи севастопольские правоохранители рапортовали в СМИ, что девочек видели очевидцы, что Таня и Настя бродяжничают и ведут беспорядочный образ жизни. Однако в конце концов подружки были найдены зверски убитыми. Тело Насти обнаружила случайная прохожая за гаражами кооператива «Мечта» на улице Генерала Коломийца. На следующий день в том же районе оперативники нашли и тело Тани. После этого случая полетело несколько голов в местной милиции, а поиски пропавших стали вестись по, казалось бы, «пессимистичной» схеме, что, тем не менее, дало положительный результат
"«После анализа действий правоохранителей в Крыму мы поняли, что их усилия были направлены не на реальные поиски Балябиной и Мизиной, а на то, чтобы заболтать проблему, - говорит генерал-майор Василий Фаринник, начальник Главного следственного управления МВД Украины. - Очевидно, что на подобные факты исчезновения детей нужно реагировать совсем по-другому. Теперь, если в течение суток с момента пропажи ребенок не найден, мы возбуждаем уголовное дело по ч. 1 ст. 115 УК Украины - «Убийство». Конечно же, в абсолютном большинстве случаев пропажа не заканчивается фатальным исходом, и дело просто закрывается»."
По словам В. Фаринника, возбуждение уголовного дела по 115-й статье позволяет милиции включить более действенные механизмы поисков. После регистрации дела оперативно-следственная группа выезжает домой, где жил ребенок, осматривает вещи пропавшего. «Изымается все, что поможет в идентификации личности по ДНК, если не дай Бог будут позднее обнаружены труп или останки, - рассказывает генерал-майор. - Одновременно выясняется круг знакомых и контактов, идет прочесывание местности, поднимается гарнизон, внутренние войска». Такой подход к поискам позволил в 2011 году найти в течение суток 86% из 8 тыс. 369 детей, ушедших из дома.
К слову, в следствии по делу Мизиной и Балябиной точка до сих пор не поставлена. 25-летняя обвиняемая из Севастополя (уже ранее судимая) после нескольких месяцев нахождения под стражей была отпущена под подписку о невыезде. По первоначальной версии севастопольских следователей, она пошла на зверское убийство из ревности к своему сожителю, который имел половую связь с одной из девочек (по данным «АиФ», эта версия наряду с другими прорабатывается до сих пор). Вторую подружку лишили жизни якобы из-за того, что она стала свидетельницей расправы. Но после анализа всех материалов, поступивших из Севастополя, в главке МВД решили, что доказательная база недостаточна.
Что касается другой резонансной пропажи ребенка, которую летом прошлого года обсуждал весь Киев, то 9-летняя Инна Лукьянович до сих пор находится в розыске. Напомним, 31 июля 2011 года девочка, гостившая летом у бабушки в столице, пошла на рынок и не вернулась. Несмотря на то что родители пообещали за информацию об Инне 50 тыс. грн, о судьбе девочки ничего неизвестно.
В семье не без ухода
Историю Ольги Менжерес, которую увели из-под носа родного отца на вокзале в Киеве, в МВД называют редчайшим явлением. В Главном следственном управлении говорят, что в 99% случаях детей объявляют в розыск, потому что они сами уходят от родителей или из школ-интернатов. Среди причин пеших демаршей, в частности, ссоры в семье, насилие со стороны родителей, неразделенная любовь и т. д. По статистике, в группе риска находятся дети от 12 до 16 лет. Причем 55% из общей армии уходящих «бунтовщиков» - это мальчики, 45% - девочки. Занимаются они в основном бродяжничеством и попрошайничеством. По данным украинских следователей, можно выделить еще одну типичную ситуацию бесследного исчезновения детей - связанную с несчастными случаями. «Бывает, что дети пропадают на водоемах, в результате шалостей на льду или на летних пляжах, - объясняет Василий Фаринник. - Есть примеры, когда детей годами не находят. Ушли на пляж - не вернулись. Никто толком не видел, как они пропали. Сели в лодку, уехали кататься - и все». Убийства, по словам главного следователя Украины, - самый малый процент в статистике пропажи несовершеннолетних. Хотя от того - не менее страшный. В. Фаринник вспоминает дикий случай, произошедший в прошлом году в Днепропетровске. Восьмилетняя девочка стала жертвой сожителя своей матери - мужчина попросту изнасиловал и задушил ребенка. А матери девочки убийца приказал подать заявление в милицию о ее исчезновении. После трех суток поисков труп малышки нашли спрятанным в мусорном баке возле дома матери.
Что делать, если ребенок пропал? 
Если ваш ребенок потерялся, в МВД советуют сразу же обращаться с заявлением и фотографией пропавшего в местный районный отдел милиции. При этом предостерегают от самостоятельных поисков, которые, как правило, заканчиваются неудачно. На первом этапе к работе сразу же приступает следственно-оперативная группа в полном составе. Следователи ждут от родителей как можно больше информации о пропавшем: привычки, интересы, состояние здоровья, круг общения, о чем в последнее время говорил ребенок и с удовольствием ли он ходил в школу. В доме, где перед исчезновением находился несовершеннолетний, снимают отпечатки пальцев. Участковые проверяют прилегающую территорию - подвалы, чердаки, люки подземных коммуникаций, разрушенные строения и стройки, заболоченные места, выкопанные траншеи, карьеры с песком и глиной и т. д. К поискам также подключаются сотрудники ГАИ, которые опрашивают владельцев автотранспорта. На первом этапе поисков, который не превышает 24 часов, милиция собирает информацию и ищет исчезнувшего ребенка в местах его наиболее вероятного нахождения. Если спустя сутки операция не дает результата, ребенка объявляют в розыск как пропавшего без вести.
Равнение на Запад 
В МВД пытаются найти нестандартные для Украины формы организации поиска пропавших детей. «Во многих странах, в частности, в США в разной форме, государственной и не государственной, функционируют центры поиска людей, - рассказывает Марк МАКАРОВ, начальник отдела криминальной милиции по делам детей департамента криминальной милиции МВД Украины. - За границей к поискам привлекаются волонтеры, которые помогают правоохранителям отрабатывать разные ситуации, связанные с розыском. К примеру, они расклеивают листовки с фотографиями и данными о пропавших. Активно в этом процессе участвуют СМИ». Говорить о том, будут ли открыты аналогичные центры поиска в нашей стране, рано. МВД пока только изучает опыт своих западных коллег. Открытие таких центров сейчас активно обсуждается в России и Беларуси. В МВД пытаются найти нестандартные для Украины формы организации поиска пропавших детей. «Во многих странах, в частности, в США в разной форме, государственной и не государственной, функционируют центры поиска людей, - рассказывает Марк МАКАРОВ, начальник отдела криминальной милиции по делам детей департамента криминальной милиции МВД Украины. - За границей к поискам привлекаются волонтеры, которые помогают правоохранителям отрабатывать разные ситуации, связанные с розыском. К примеру, они расклеивают листовки с фотографиями и данными о пропавших. Активно в этом процессе участвуют СМИ». Говорить о том, будут ли открыты аналогичные центры поиска в нашей стране, рано. МВД пока только изучает опыт своих западных коллег. Открытие таких центров сейчас активно обсуждается в России и Беларуси. " - сообщает сайт "Аргументов и Фактов" в статье http://www.aif.ua/society/article/30564

Комментариев нет:

Отправить комментарий

нумерация